Тренинг-практикум «40 часов на сьёмочной площадке»
Цель практикума:
В условиях, приближенных к реальной телевизионной специфике, предоставить слушателям-стажерам навыки практической работы над основными жанрами, используемыми в телевизионном производстве. За основную модель в данном практикуме выбраны события, реально происходящие на территории города. При этом выбираются такие события, которые являются публичными, информативно емкими, павильонными и лояльными к телевидению. Поэтому слушатели-cтажеры всех специализаций имеют возможность общаться с реальными людьми и приобрести уникальные навыки командной творческой работы.
Метод:
Осуществление съемок новостийного сюжета с действующего события без предварительной подготовки группы (под руководством преподавателя).
Задача журналиста:
- За 4 часа собрать материал для написания текста начитки новостного сюжета хронометражем до 2-х минут, тема которого определяется перебором диапазона тем события (по принципу наиболие интересная зрителю»);
- Приобрести навыки индивидуальной работы без предварительной подготовки(экспромтом), на интуиции;
- Приобрести навыки командной работы – взаимодействие с продюсером, оператором, режиссёром, режиссёром монтажа, звукорежиссёром, иными коллегами;
- Отработать навыки видения телевизионного интервью:
- Четкость постановки вопросов,
- Отслеживание четкости и краткости речи, а также ясности мысли при формулировке вопросов,
- Физиономическое сопровождение собеседника,
- Удержание себя от паразитного поддакивания и необоснованного произнесения иных реплик-паразитов,
- Отработать навыки формулировки не менее 3-х вопросов, вытекающих из контекста беседы, которые не были предварительно согласованы с преподавателем и задаются экспромтом;
- Научиться высказывать экспромт-вопросы чётко и ясно;
- Осуществить попытку начитать в камеру стенд-ап – синхрон-начитку, содержащую информацию, раскрывающую и развивающую материал проектируемого сюжета
Алгоритм работы журналиста (на площадке):
- Определить тему и согласовать ее с преподавателем
- Определить группу носителей информации (работников оргкомитета события, участников, посетителей, и т.д.) - и договориться о проведении информационных интервью
- Продумать и выписать перечень вопросов к носителю информации (до 10 вопросов)
- Записать информационное интервью
- Не забыть уточнить первым или последним вопросом имя и фамилию собеседника, а также о его должность (для корректного написания титров)
- Подготовить несколько вариантов экспромт-начиток в камеру – «стенд-апов»
- Записать 3-4 дубля «стенд-апа»<
- Подготовить журналистское задание оператору и режиссерам с учетом соответствия будущего текста видеоряду
- Расшифровать интервью и выбрать 2-3 наиболее ярких эпизода (до 10 сек. каждый)
- Написать проект текста сюжета с учетом фрагментов интервью и наиболее удачного дубля стенд-апов
- Согласовать текст сюжета с преподавателем
Задача оператора:
- За 4 часа снять исходное видео для монтажа новостного сюжета.
- Сформировать навыки выполнения подготовительных работ к съемкам.
- Настройка штатива:
- Проверка зажимов на лапках штатива, а также напольного паука, обеспечивающих жесткость конструкции штатива и камеры,
- Проверка работоспособности панорамных зажимов (вертикального и горизонтального) панорамирующей головки,
- Проверка плавности хода панорамирующей головки
- Установка «безразличного равновесия» камеры при вертикальном панорамировании
- Настройка камеры:
- Замер общей освещенности на площадке,
- Выбор фильтра диафрагмы,
- Баланс черного и белого,
- Проверка звуковых каналов,
- Настройка уровня записи интершумовой звуковой дорожки,
- Настройка уровня записи синхроновой звуковой дорожки
- Обеспечить хронометраж исходного иллюстративного видео до (20 минут), синхронов (10-15 минут); при этом средняя длительность иллюстративного плана – до 10 сек.
- Особое внимание уделить соответствию будущего текста и видеофрагментов – отработать навыки согласования съемок с журналистом (автором текста) и режиссерами
- Отработать навыки раскадровывания сцен и объектов.
- Отработать навыки выбора объектов для перебивок
- Отработать навыки съёмок со штативом и без него («с плеча»)
Алгоритм работы оператора (на площадке):
- Осуществить проверку комплектности камеры. Обнаружить основные элементы типовой конфигурации ТЖК (телевизионный журналистский комплект):
- Камера
- Аккумуляторы (не менее 4-х)
- Зарядное устройство для аккумуляторов
- Штатив
- Штативная планка
- Накамерный свет («эль-пи-эль»)
- Синхроновый микрофон (с батарейками, если этот микрофон - радиосистемы или радиопетличка)
- Наушники
- Видеоносители (флешка, касета и т.д.)
- Сформировать навыки выполнения подготовительных работ к съемкам.
- Осуществить настройку штатива:
- Проверку жесткости зажимов на лапках.
- Выставить и проверить жесткость напольного паука.
Внимание! Без такой проверки, гарантирующей жесткость конструкции штатива и камеры в случае отсутствия телеоператора вблизи камеры, к работе приступать нельзя! Типовая авария – падение камеры на пол с высоты 1,5 метров по причине отсутствия закрепления лапок телескопических ножек штатива или расползания паука!
- Проверку работоспособности панорамных зажимов (вертикального и горизонтального) панорамирующей головки,
- Проверку плавности хода панорамирующей головки
- Установить «безразличное равновесие» камеры при вертикальном панорамировании и плавность хода при горизонтальном панорамировании
- Осуществить настройку камеры:
- Произвести замер общей освещенности площадки посредством направления на неё объектива с автоматическим режимом настройки диафрагмы,
- Осуществить выбор фильтра диафрагмы, а также режима съемки: без дополнительного искусственного освещения, с использованием общего дополнительного освещения, с использованием камерного светоусилителя (например 1-го уровня; обратить внимание на искажения картинки при использовании более высокого), а так же накамерного искусственного освещения.
- Выполнить поочередно баланс черного и белого в направлении объектов съемки,
- Выполнить проверку звуковых каналов,
- Провести настройку уровня записи интершумового и синхронового звуковых каналов
- Осуществить съемку
- По завершении съемки извлечь носитель и описать материал на бумажном либо электронном паспорте носителя, указав при этом дату съемки, объект съемки, ориентировочный хронометраж записи и фамилии авторов
- Вернуть оборудование на базу в строгом соответствии со спецификацией
Задача продюсера
На протяжении первых 2-х часов съемки инициировать и провести несколько переговоров с представителями крупных организаций – участников события. Тема переговоров – получение разрешения на эксклюзивные съемки и интервью с целью интегрирования наиболее интересных эпизодов в итоговый сюжет о событии, который готовит группа. Отмечается, что работы проводятся бесплатно. Особое внимание продюсер должен обратить на важность для зрителя предлагаемой темы. После нескольких переговоров продюсер должен определиться с единственной площадкой, которая предоставит наиболее интересную тему и материал. При этом продюсер должен отработать:
- Навыки экспромт-переговоров без предварительного согласования со случайным, но явно перспективным собеседником;
- Умение тактично навязать собеседнику свои интересы – получить положительный ответ, но вежливо не дать гарантий, что именно эта информация будет отобрана как базовая;
- Навыки отбора максимально интересной темы;
- Навыки отслеживания строгого соблюдения интересов съёмочной группы и источника информации;
Алгоритм работы продюсера (на площадке)
- Аккредитовать там, где этого требуют организаторы, съемочную группу
- Получить в оргкомитете персс-релиз события
- Просмотреть список участников события и выбрать наиболее перспективных с точки зрения информации, которую они могут предоставить
- Провести серию переговоров по указанной в задании схеме (обратить внимание собеседников на тот факт, что произведенный сюжет может быть опубликован на ресурсах организаторов события, если владельцы этих ресурсов сочтут сюжет интересным).
- Выписать все предложенные собеседниками темы
- Отобрать в соответствии со своей интуицией наиболее интересную тему
- Согласовать эту тему с преподавателем
- Выписать список требований источника информации к публикуемому материалу
- Отследить ход выполнения съемок
- В итоговом сюжете выявить наличие несоответствий с требованиями, оговоренными с источником информации, если они были